Добрый выбор - Водном образовательном учреждении программ воспитания может и, вероятно, должно быть несколько


^ Добрый выбор

“Выбираю тоже как умею ...”

- поется в известной песне, -

“Каждый выбирает по себе...”

Ежедневно, ежечасно младший школьник попадает в ситуации выбора: ударить одноклассника-дразнилку или простить, помочь или пройти мимо, сорвать цветок или даровать ему жизнь, попробовать сигарету или отказаться...

Нетрудно вычислить к чему приведет та или иная цепочка выборов. Развивая у ребенка умение делать правильный выбор очень важно ориентировать его на творение добра.

^ Ситуации “Делай, как я!”. С такими словами к младшему школьнику часто обращаются старшие подростки, взрослые. Всегда ли надо беспрекословно следовать этому призыву? А если нет, то как разобраться что повторять, а что нет. И как отказаться? Ведь очень часто требующие не предполагают возражений. Другой аспект - самостоятельный выбор ребенком объекта для подражания, что так свойственно младшим школьником. Какие герои становятся их кумирами? Чем мотивирован этот выбор? Встречи с мнимыми и истинными героями на занятиях данного блока помогут детям сделать правильный выбор.

^ Ситуации “Вкусно и полезно”. Прилавки современных супермаркетов, многочисленных киосков и рыночных точек предлагают детям разнообразие “вкусностей”. И кто устоит перед тем, чтобы предпочесть ореховый “Сникерс” надоевшему супу на обед? А что пить - “Спрайт” или молоко? Ответ известен. Страх заболеть у ребенка отсутствует. Ощутить взаимосвязь “вкусно сейчас” и “плохо потом” младшему школьнику очень сложно. Где же выход? Пожалуй, снова в игре. В усвоении стереотипов, правил, которые помогут делать выбор в пользу здоровья. Будем играть в продавцов и покупателей, в изготовителей и рекламодателей, приглашать к участию в играх специалистов-медиков, сотрудников санэпидстанций, контролирующих качество продуктов питания, поступающих в продажу.

^ Ситуации “Мое свободное время”. Современный младший школьник значительную часть времени предоставлен самому себе и волен выбирать занятия в эти часы сам. Можно день за днем смотреть все подряд телепередачи или “видики”. Можно играть в компьютерные игры. Можно гулять во дворе... Но однажды может наступить момент, когда вдруг окажется, что его сверстники прочли книги, о которых он даже не слышал, научились плавать и играть на гитаре, побывали в разных музеях и театрах, знают иностранный язык и т.д. А что успел ты? На этот вопрос младшим школьникам предстоит отвечать в разных ситуациях на занятиях клуба “Минутка”, нацеленных на формирование у них умений организовывать свое время с пользой для себя и окружающих.

^ Ситуации “Мое здоровье”. Цикл игровых занятий-практикумов призван подготовить младшего школьника к осуществлению выбора в пользу своего здоровья. Ситуаций, где здоровье ребенка подстерегают опасности, множество. Это и “добрые” курильщики и любители спиртного, предлагающие малышу попробовать, это и транспорт, это и простудные заболевания... Предполагается проигрывание ситуаций, где ребенок делает самостоятельный выбор в пользу своего здоровья.

^ Ситуации “Выбор в пользу чистоты”. Рассматривается широкий спектр ситуаций, связанных с различными видами экологического загрязнения: химическое, радиоактивное, загрязнение бытовым мусором, шумовое и др. Ситуации отрабатываются в форме сюжетно-ролевых игр. Итогом каждой становится выбор в пользу чистоты и экологического благополучия даже за счет ограничения потребностей человека.

^ Ситуации “Выбор в пользу красоты”. Умение видеть и понимать прекрасное важно не только с эстетической точки зрения, но и с экологической, так как может выступать мотивом природоохранной деятельности человека. Можно ли назвать красивым замусоренный пруд? “Нет”- ответит взрослый читатель. Но младшие школьники утверждали обратное. Негативный личный опыт ребенка и, прежде всего, опыт наблюдения способствует стиранию границ между прекрасным и безобразным в сознании детей.

В предлагаемых ситуациях младшим школьникам предстоит научиться отдавать предпочтение красоте даже если это требует ограничения собственных потребностей. Существенной частью занятий являются творческие работы детей.

Послесловие.

Итак, программа создана. Вот она лежит в новеньком прозрачном файле на столе Вашего кабинета. А там, за дверью, как раз начинается перемена: слышно как класс за классом вливаются в коридор и вместе с этим усиливается шум, возня, характерная для детского учреждения..

Нет-нет, никто не сомневается в том, что Вы написали программу для работы, а не «для бумаги». Не для того она создавалась с таким трудом, чтобы лежать в красивой папке на случай проверки. И все же один вопрос не дает покоя: с чего начать? С чего начать, если в школе на протяжении двух последних лет не было заместителя директора по воспитательной работе, если на педагогических советах обсуждаются только вопросы успеваемости, если дети стремятся поскорее вырваться из стен школы после звонка с последнего, да и не только с последнего урока, если единственная выборная классным руководителем должность старосты обязывает примерную школьницу лишь к тому, чтобы носить с урока на урок классный журнал…

И даже если не все так плохо, если есть на кого опереться среди детей, коллег и родителей, все равно надо с чего-то начать. С чего же?

Сама школьная жизнь и опыт коллег подсказывают: начать надо с самого доступного, интересного, увлекательного для всех ДЕЛА. Не с деловой игры, а с ДЕЛА! Не с разработки Устава детской организации, не с выборов и даже не с занятий в Школе социального успеха… Все это должно быть вызвано к жизни ДЕЛОМ. Нужна идея, которая способна завладеть умами и сердцами, «расшевелить» школу, призвать коллектив к действию на том простом основании, что действие это будет очевидно для всех более близким к понятию «жизнь», чем недавнее бездействие…

Идея должна быть проста как все гениальное. Например, Вы можете просто сказать своим детям, коллегам, что, оказывается, мы друг друга совсем не знаем! Оказывается, Васины родители (и он вместе с ними!) уже 5 лет побеждают в лыжных марафонах – не важно, что на школьных уроках физкультуры он почти не бывает. А Олег Афанасьевич, наш физик, по первому образованию профессиональный повар и действительно хорошо готовит!.. Стоит сделать ряд удивительных открытий, как будет встречена «на ура» смешная и неожиданная своим названием неделя: «Здравствуйте, мы!». Учили и учились год за годом, а друг друга, можно сказать и не видели… Вот теперь и «Здравствуйте, будем знакомиться!».

И начнется: выставки коллекций, собранных детьми, творческие мастерские, концертные площадки, авторские презентации… Вывод будет напрашиваться сам: «Как здорово, что все мы здесь… собрались!… Именно мы! Именно в этой школе! Как же нам повезло, что мы встретились!» Не удивительно, что такую неделю захочется закончить большим орлятским кругом, раскачиваясь в котором, смотреть друг другу в глаза, еще не переставая удивляться. Разве возможно теперь жить по старому – таким интересным людям! Нет! Теперь все будет совсем иначе: жить будем интересно, активно, творчески, будем полезными друг другу и, конечно, всему миру…

Как Вы понимаете, это только один сценарий развития событий. У каждой программы будет свой вариант.

Как гласит одна из известных Вам программ, в добрый путь!
7274636329048397.html
7274680500725144.html
7274755569233609.html
7274810488650211.html
7274860775179259.html